Политика

Украина может стать одним из лидеров нового евразийского пространства

7 марта 2013 No Comment

Если рассматривать соглашения о Евразийском союзе исключительно в качестве очередных межгосударственных договоренностей, направленных на снятие торговых барьеров, то невозможно объяснить тот общественный интерес, который они вызывают. Фактически они только намечают контуры общего экономического пространства, значительно проигрывая по уровню взаимных обязательств и совместных внешнеполитических действий не только ЕС (здесь и сравнения быть не может), но и других региональных организаций (АСЕАН, МЕРКАТУР, Лиги арабских государств). Но подход к Евразийскому союзу как к исключительно торговой или экономической организации совершенно не отражает сути образовавшегося союза. Более того, сведение деятельности Евразийского союза к экономическим вопросам способно не только затормозить ход интеграционных процессов, но и совершенно лишить их реального содержания. Задача Евразийского союза в том, чтобы создать экономические условия для союза народов, основой которого является культурная, историческая и мировоззренческая общность. С этой точки зрения создание Евразийского союза (если его не удастся выхолостить и заболтать) может стать важной вехой в истории не только образовавших его четырёх государств, но и других республик бывшего СССР и стран Евразии.

Для Украины создание Евразийского союза важно как признание необходимости интеграции не только на европейском, но и на евразийском направлении. Уникальность украинского государства состоит в том, что в его состав вошли области, непосредственно связанные как с европейским, так и с евразийским пространством. Этот факт долгое время по политическим соображениям игнорировался. Бездумный разрыв с советским прошлым выразился, в том числе, и в необоснованной переориентации внешнеполитического курса Украины. Стремление войти в европейские и евроантлантические структуры основывалось на представлении о том, что союз с бывшими противниками СССР станет лучшим подтверждением «демократического выбора». Подобные же мотивации направляли и внешнюю политику России в начале и середине 1990-х годов. Европейский вектор во внешней политике Украины, безусловно, необходим. Он, как уже отмечалось, обусловлен объективной включённостью западных областей Украины в экономические и культурные регионы Европы. Но попытка сделать этот вектор основным или даже единственным нанесла огромный ущерб украинскому государству в целом. Наиболее заметны оказались негативные последствия в социально-экономической сфере. Здесь дело не только в том, что в значительной степени падение промышленного производства было обусловлено разрывом кооперативных связей, существовавших в рамках СССР. Европейское сообщество не нуждается в значительном числе товаров, производимых на территории Украины. Лучшее подтверждение этому — структура украинского экспорта в страны ЕС. Он состоит в основном из сырья и продукции с низкой степенью переработки. Прибыль, получаемая от продажи таких товаров, не позволяет обеспечивать модернизацию производственных мощностей. Нельзя забывать о том, что производственная инфраструктура возникла в советский период, поэтому нынешние корпорации были избавлены от затрат на её создание. Но экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью не позволит в среднесрочной перспективе обеспечить нормальную работу даже ориентированных на экспорт отраслей промышленности. Единственным выходом для Украины (а также для России и Казахстана) является восстановление высокотехнологичных отраслей, работающих на внутренний рынок, и вытеснение аналогичной импортной продукции.

Но опаснее, чем экономические последствия разрыва с евразийским пространством, оказалась угроза утраты национальной идентичности. Социальные и культурные ценности украинского народа непосредственно связаны с православием и традиционным мировоззрением восточных славян и тюрков. Европейская цивилизация формировалась в принципиально иных условиях (так Украина, например, вообще не была затронута влиянием протестантизма, изменившего мировоззрение даже католических народов Европы). «Европейский выбор», выразившейся в «подстройке» сложившегося мировоззрения и общественных отношений под иные ценности, стал основной причиной глубоко идеологического кризиса, охватившего все социальные слои. Этот кризис, с одной стороны, привел к политической апатии большинства населения, с другой, в формировании у элиты определенного «комплекса безответственности», пренебрежительного отношения к собственному народу, который якобы не дорос до «европейского уровня». Евразийский союз как признание неразрывной связи Украины с евразийским культурным и экономическим пространством может стать первым шагом на пути формирований национальной идеи. Без её формулировки дальнейшее развития украинского государства окажется попросту невозможным.

Таким образом, создание Евразийского союза является отчасти вынужденной реакцией элиты ведущих постсоветских государств на общественные потребности и геополитические реалии. Понадобилось несколько лет, проведенных в безуспешных попытках превратиться в часть Европы, для того, чтобы осознать неизбежность собственного исторического пути. ЕС сейчас, по сути, превращается в особый регион мира, явно отгороженный от окружающего геополитического пространства. Именно этот процесс и помог постсоветской элите прозреть, избавиться хотя бы от части мифов и иллюзий, которыми она руководствуется.

Европейская интеграция растянулась на несколько столетий. Значительная часть Европы обрела единство ещё в составе Римской империи, а затем в империи Карла Великого и Священной Римской империи средневековья. В Новое время проект объединения Европы возникли ещё во времена Генриха IV, а в XIX веке Соединенные Штаты Европы стали популярной политической идеей. Евразия на практике никогда не осознавалась в качестве особого региона. Все попытки её объединения сводились к образованию громадных государств, «империй», разрушавшихся под грузом национальных и экономических различий. Тем не менее евразийская культурная общность является реальностью, а Евразийский союз является первой попыткой превратить часть Евразии в единый экономический регион на основе межгосударственного союза. Если опыт Евразийского союза окажется успешным, перед странами, его образовавшими могут открыться невиданные геополитические и экономические перспективы. В этой связи Евразийский союз является не повторением советского прошлого, а стремлением прорваться в будущее, в основе которого лежат объективные потребности развития народов Украины, Белоруссии, Казахстана и России.

Региональное единство требует согласованных действий не только в социально-экономической и внешнеполитической, но и, прежде всего, в культурной сфере. Здесь особое место занимает вопрос о русском языке, как общем для всех жителей образующегося региона. Украина обязана как можно скорее разрешить эту проблему, которая напрямую связана не только с интеграционными процессами, но и с задачей обеспечения национального единства в новых условиях. Все угрозы, существовавшие для украинского языка, успешно преодолены. Украинский язык состоялся и как язык государственной власти, и как язык СМИ и массовой культуры. В качестве языка литературы и искусства украинский язык успешно существовал и в советский период. Но нельзя забывать о том, что для трети граждан Украины украинский язык не является родным, поэтому обеспечить национальное единство только на его основе невозможно. Кроме того, принятие русского языка, общего для всего постсоветского пространства в качестве второго государственного значительно повысило бы степень влияния Украины на интеграционные процессы, позволило бы ей занять в них ведущие позиции.

В нынешней общественной и внешнеполитической ситуации, придание русскому официального статуса помогло бы преодолеть и надвигающийся внутренний кризис, и значительно усилило бы международные позиции Украины. Дело теперь за руководством страны, за её политической элитой, за тем, насколько хорошо она осознает стоящие перед страной задачи и существующие угрозы. Примером для нас может служить опыт Казахстана, где русский язык официально употребляется в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским. Решение языковой проблемы позволит превратить понятие общего государства в духовную и эмоциональную связь его жителей. А главное, Украина сделает важный шаг на пути евразийской интеграции. Этот выбор предопределен объективными обстоятельствами. Для того чтобы выдержать конкуренцию с такими организованными геополитическими образованиями как США и ЕС народы Евразии должны объединиться и организовать новое интегрированное политико-экономическое пространство. Осью такого пространства будут, естественно, восточнославянские и тюркские народы. А значит, у Украины появится реальный шанс стать одним из лидеров нового евразийского пространства.

 Леонид ГРАЧ, председатель Всеукраинского объединения «Наследники Богдана Хмельницкого», народный депутат Украины

Comments are closed.

Облачный рендеринг. Быстро и удобно
☆ от 50 руб./час ☆ AnaRender.io
У вас – деньги. У нас – мощности. Считайте с нами!

Книга Валерия Коровина
"Конец проекта «Украина»

Книга Александра Дугина
"Украина: моя война"

Книга Эдуарда Лимонова
"Киев капут"

Книга Глеба Боброва
"Украина в огне"