В Гагаузии зреет недовольство
Башкану Гагаузии Михаилу Формузалу все-таки удалось сорвать выборы в Народное Собрание Гагаузии, назначенные Парламентом Гагаузии на 29 июля 2012 года.
29 мая 2012 года, в день начала регистрации кандидатов в депутаты Народного Собрания Гагаузии, Апелляционная Палата Комрат, в нарушение статей 14, 15 и 16 Закона Республики Молдова «Об административном суде» приняла к рассмотрению исковое заявление Исполкома Гагаузии к Народному Собранию Гагаузии «Об отмене Постановлений номер 410 от 19 мая 2012 года «Об утверждении персонального состава Центральной избирательной комиссии по выборам в Народное Собрание Гагаузии» и номер 413 от 24 мая 2012 года «Об утверждении персонального состава Центральной избирательной комиссии по выборам в Народное Собрание Гагаузии», как незаконные, якобы изданные в нарушение закона и с нарушением компетенции.
В тот же день, судьи Апелляционной Палаты, по ходатайству Исполкома Гагаузии, вынесли Определение о приостановлении действий вышеуказанных постановлений Народного Собрания Гагаузии, до вступления в законную силу решения по гражданскому делу по данным искам.
Тем самым, фактически, была отменена предвыборная кампания в Гагаузии. В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что судебная инстанция приняла к рассмотрению указанные Исковые заявление Исполкома Гагаузии с грубейшими нарушениями норм закона об административном суде.
Процедура рассмотрения данных заявлений предусматривает, что истец обязан вначале обратиться в Народное Собрание Гагаузии, как к органу, издавшему административно-правовой акт, с предварительным заявлением об отмене указанных административно-правовых актов, нарушающих и ущемляющих, на его взгляд, какое-либо его законное право.
Народное Собрание Гагаузии обязано в тридцатидневный срок рассмотреть данное предварительное заявление, принять по нему решение и дать ответ заявителю. Лишь после этого, в случае не удовлетворения полученным ответом, у истца возникает право подать исковое заявление в административный суд.
Судебная инстанция не имела права принять к рассмотрению данные Исковые заявления от Исполкома Гагаузии без рассмотрения Народным Собранием Гагаузии предварительных заявлений Исполкома Гагаузии. Предварительные же заявления Исполкомом Гагаузии были поданы в Народное Собрание Гагаузии соответственно 25 и 28 мая 2012 года и, естественно, за один день они не могли быть рассмотрены.
Мало того, статья 5 закона «Об административном суде» предписывает, что Исполком Гагаузии, не может быть, и не является самостоятельным субъектом, имеющим право обращения в административный суд.
В этой связи, вызывает удивление и сожаление позиция и действия Башкана Гагаузии с членами, возглавляемого им Исполкома Гагаузии, фактически приступивших к демонтажу и ликвидации основ правовой базы автономии и самой Гагаузии, как политико-правового образования.
С одной стороны, все они, на словах, громогласно ратуют за то, чтобы действия органов власти и управления в Гагаузии находились в правовом поле и, чтобы поскорее прошли выборы депутатов Народного Собрания нового созыва.
С другой стороны, они же, признавая тот факт, что действующее законодательство Гагаузии не предусматривает никакого правового механизма для обжалования постановлений Народного Собрания Гагаузии о формировании Центральной избирательной комиссии Гагаузии, требуют от судебных инстанций применения принципа аналогии права, при рассмотрении их исковых заявлений; рассмотрев их заявления в соответствии с положениями законодательства Республики Молдова, регламентирующего рассмотрение жалоб на действия избирательных органов в период выборов.
Подобными своими действиями и выходками исполнительная власть Гагаузии во главе с Формузалом, помимо того, что она преднамеренно и целенаправленно торпедирует выборы в Народное Собрание Гагаузии, пытаясь принизить статус и полномочия Народного Собрания Гагаузии до статуса, формируемых самим Народным Собранием, избирательных органов, что категорически недопустимо.
Обращает на себя внимание и тот факт, что Исполком Гагаузии, во главе с Башканом М.Формузал, умышленно и преднамеренно распространяют заведомую ложь и дезинформацию, и не только стараются ввести в заблуждение народ Гагаузии и мировое сообщество о происходящих событиях в автономии, но и дестабилизировать общественно- политическую ситуацию в Гагаузии.
Во-первых, Народное Собрание Гагаузии приняло Постановления о назначении даты выборов и формировании Центральной избирательной комиссии Гагаузии по проведению выборов в соответствии с действующим законодательством Гагаузии и со своей компетенцией, поскольку, в соответствии со статьёй 51 Уложения Гагаузии, только к исключительной компетенции Народного Собрания Гагаузии относится право назначения даты выборов депутатов Народного Собрания и формирования Центральной избирательной комиссии Гагаузии. А часть 2 статьи 19 закона АТО Гагаузия «О выборах в Народное Собрание Гагаузии» предписывает, что состав ЦИК Гагаузии утверждается постановлением Народного Собрания Гагаузии не позднее, чем за 65 дней до дня выборов. Народное Собрание, Исполком Гагаузии (Гагауз Ери) и судебные инстанции Гагаузии предлагают по три члена комиссии. Закон четко прописывает, что указанные ветви власти «предлагают по три члена комиссии» в состав ЦИК Гагаузии, а не назначают их. А предложенные кандидатуры утверждаются постановлением Народного Собрания Гагаузии. Форма голосования и порядок утверждения определяется депутатами Народного Собрания Гагаузии самостоятельно.
Закон не предписывает обязательное списочное голосование депутатами Народного Собрания, за предлагаемые тем или иным органом ветви власти кандидатуры в состав ЦИКа Гагаузии. Если бы в норме закона не был употреблен термин «предлагает», а был бы употреблен термин «назначает», — тогда у депутатов Народного Собрания возникла бы обязанность утвердить список представленных претендентов на должности членов ЦИК Гагаузии списочно, не обсуждая каждую кандидатуру в отдельности. Но, поскольку норма закона четко предписывает, что указанные ветви власти «предлагают по три члена комиссии», а не назначают, то депутаты Народного Собрания Гагаузии, при принятии постановления вправе обсуждать и голосовать каждую предложенную кандидатуру персонально. А у ветвей власти, возникает право и обязанность предлагать персональный состав своей квоты кандидатов до тех пор, пока Народное Собрание их не утвердит.
Поэтому, утверждения Башкана Гагаузии Формузал, членов Исполкома Гагаузии, а также некоторых депутатов Парламента РМ о том, что депутатами Народного Собрания Гагаузии, при принятии Постановлений номер 410 от 19 мая 2012 года и 413 от 24 мая 2012 года «Об утверждении персонального состава Центральной избирательной комиссии по выборам в Народное Собрание Гагаузии», был нарушен принцип разделения властей, являются субъективными, голословными и не основанными на нормах законов Гагаузии.
Тем самым, ими умышленно и преднамеренно предпринимаются попытки ввести в заблуждение население Гагаузии, представителей дипломатических миссий и международных организаций, аккредитованных в нашей стране. Башкан Гагаузии Формузал не осознает и не отдает себе отчета в том, что его близорукие, деструктивные поступки и действия могут привести к дестабилизации общественно-политической ситуации в Гагаузии; подрывают устои нашей неокрепшей государственности, и могут завершиться непредсказуемыми последствиями. Следует подчеркнуть и тот неоспоримый факт, что в соответствии с законодательством Гагаузии, правом толкования норм законов Гагаузии обладает исключительно Народное Собрание Гагаузии, а не Башкан Гагаузии, Исполком Гагаузии, либо его отдельные члены, прокурор Гагаузии или иные должностные лица, судебные инстанции или следственно-прокурорские органы, общественные организации или отдельные их члены.
Поэтому, если какому — либо чиновнику, в том числе и Башкану Гагаузии с сотоварищами, Прокурору Гагаузии с депутатами Парламента Молдовы, что-то непонятно в законодательстве Гагаузии, то им не следует интерпретировать те или иные нормы действующего законодательства, по своему усмотрению, а следует обратиться в установленном законом порядке в Народное Собрание Гагаузии с просьбой дать соответствующее толкование той или иной норме закона Гагаузии. В том числе это относится и к толкованию содержания части 2 статьи 19 закона АТО Гагаузия «О выборах в Народное Собрание Гагаузии».
Следует отметить, что Народное Собрание Гагаузии, назначив дату очередных выборов в Народное Собрание на 29 июля 2012 года, также не вышло за рамки законодательства Гагаузии и не нарушило свою компетенцию. Поскольку положения статьи 45 Уложения Гагаузии (Гагауз Ери) и части 1 статьи 14 закона АТО Гагаузия «О выборах в Народное Собрание (Халк Топлушу) Гагаузии (Гагауз Ери)» предписывают, что «Выборы депутатов Народного Собрания Гагаузии проводятся не позднее чем в трехмесячный срок после истечения срока полномочий предыдущего состава Народного Собрания». Полномочия депутатов Народного Собрания Гагаузии нынешнего, четвертого созыва, истекли не ранее 30 апреля или истекут не позднее 31 июля 2012 года.
В этой связи следует подчеркнуть тот факт, что особенности депутатского мандата представительного органа заключается в том, что с одной стороны, депутат Народного Собрания- полномочный представитель народа, с другой — представитель государственной власти, а с третьей — член коллегиального представительного органа.
Поэтому, основания и срок действия депутатского мандата имеют важнейшее значение, так как определяют временные пределы действия депутатского мандата. Без этих оснований, разговор о правовом статусе депутата вообще бы лишался всякого смысла. Поэтому, по общему правилу, датой конституирования высших законодательных и представительных органов (Парламентов, Верховных Советов, Народных Собраний и тд), в том числе и Парламента Республики Молдова, является проведение их учредительных заседаний.
Учредительное заседание Народного Собрания Гагаузии нынешнего, четвертого, созыва, было созвано Башканом Гагаузии Формузал, в соответствии с Постановлением номер 1 от 28 апреля 2008 года и начало свою работу 30 апреля 2008 года в 10.00 часов.
В ходе учредительного заседания Народного Собрания Гагаузии вновь избранные депутаты были ознакомлены с решениями Апелляционной Палаты Комрат о признании выборов в округах состоявшимися, а их мандаты были признаны действительными.
Избранным депутатам Народного Собрания были вручены мандаты, а также депутатами были подписаны тексты присяги депутата Народного Собрания Гагаузии.
После чего депутаты приступили к утверждению повестки дня по формированию руководящих органов Народного Собрания Гагаузии.
Учредительное заседание Народного Собрания Гагаузии завершило свою работу избранием всех руководящих органов высшего представительного и законодательного органа Гагаузии лишь 31 июля 2008 года.
Поэтому, на наш взгляд, депутаты Народного Собрания Гагаузии, в ближайшее время должны собраться и, во избежание правового коллапса, куда её усиленно пытаются ввергнуть господин М.Формузал с сотоварищами, принять официальное толкование некоторых положений нормативных актов, касающихся выборного законодательства, с тем, чтобы в течение трех месяцев, после истечения срока действия своего мандата 31 июля 2012 года, назначить и провести выборы депутатов Народного Собрания Гагаузии. В связи с вышеизложенным, следует особо подчеркнуть и тот факт, что судебные инстанции Республики Молдова, даже расположенные и функционирующие на территории Гагаузии, пренебрегают законодательством Гагаузии и отказываются в своей деятельности применять и руководствоваться нормами законов Гагаузии.
Это свидетельствует о том, что судьи судебных инстанции Республики Молдова и центральные органы власти и управления Республики Молдова, не желают исполнять нормы особого органического закона РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери) номер 345 -XIII от 23 декабря 1994 года, в силу которого Народное Собрание Гагаузии наделено полномочиями, в пределах своей компетенции, издавать законы и иные нормативные акты, подлежащие неукоснительному исполнению и соблюдению всеми ветвями власти. Хотя, согласно частей (f) и (g) статьи 18 Заключения Венецианской комиссии номер 191/2001 (код-CDL-AD (2002) 20 ) от 21 августа 2001 года » … не должно быть закона или другого нормативного акта, положениям Конституции РМ и специального органического закона РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери); органические и ординарные законы Республики Молдова могут быть применены в Гагаузии, если они не противоречат Конституции РМ и положениям специального закона о статусе Гагаузии; Конституция РМ и специальные органические законы об особом правовом статусе представляют собой конституционную основу Республики Молдова, на базе которой строится все остальное законодательство Республики Молдова; простые органические законы и ординарные законы Республики Молдова не могут действовать на территории Гагаузии, если их законоположения противоречат Конституции Республики Молдова и законоположениям специального Закона РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» номер 334-XIII от 23 декабря 1994 года». Поэтому с очевидностью следует признать тот факт, что идя на поводу у руководителя исполнительной власти Гагаузии Формузала, и продолжая игнорировать законы Гагаузии, нарушать нормы законов Республики Молдова, тем самым потворствуя Башкану Гагаузии в его усилиях ввести ныне Гагаузию в правовой коллапс, судебные инстанции Республики Молдова посылают Приднестровью недвусмысленный сигнал: в случае реинтеграции страны и объединения Республики Молдова и Приднестровья с ними будут поступать точно так же, как сейчас поступают с Гагаузией. Их права и полномочия точно так же будут растаптываться, и игнорироваться, как сейчас это делается с правами и полномочиями Гагаузии, когда суды общей юрисдикции, в нарушение закона отменяют решения высшего представительного и законодательного органа Гагаузии.
Так стоит ли в этом случае международному сообществу тратит столько усилий и финансов пытаясь урегулировать последствия молдовско-приднестровского конфликта, когда судебные инстанции Молдовы, демонстрируют приднестровской стороне наглядный пример тотального игнорирования и растаптывания прав и полномочй Гагаузии?!
Иван Бургуджи,
председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического Центра РМ