«Холодная война» с Россией мешает реализации Госпрограммы добровольного переселения в РФ соотечественников
Республиканская тематическая конференция «Роль общественных организаций российских соотечественников в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников» состоялась 1-2 декабря 2012 года в помещении Российского центра науки и культуры Киеве.
Идея проведения конференции принадлежит Объединению «Русское содружество» и Комитету Всеукраинского координационного совета организаций российских соотечественников (ВКСОРС) по вопросам информации и СМИ для соотечественников. Конференция была организована при поддержке Федеральной миграционной службы (ФМС) Российской Федерации (РФ), посольства РФ и представительства Россотрудничества.
Зампредседателя ВКСОРС Сергей Проваторов считает, что проведение форума подобного рода сейчас как никогда актуально.
— Учитывая, что 31 декабря 2012 года начинает действовать новая редакция Госпрограммы, утвержденная указом президента РФ В.В.Путина 14 сентября с.г., возникла необходимость сделать более эффективным взаимодействие между организациями соотечественников и российскими структурами, которые являются ответственными исполнителями по реализации мероприятий данной Программы, — сказал он.
Открывая конференцию, представитель ФМС РФ Геннадий Сапронов рассказал собравшимся о реализации Государственной программы и ее особенностях, напомнив, что Госпрограмма содействия добровольному переселению в РФ соотечественников стартовала в 2006 году, что за прошедшее время в РФ переселились 100 тысяч человек. По его словам, в соответствии с новой Концепцией миграционной политики РФ, будут расширены возможности для желающих принять гражданство РФ.
Особое внимание Г.Сапронов уделил отличиям новой редакции Госпрограммы от её предшественницы. Теперь, в частности, Госпрограмма станет бессрочной, территория вселения распространится на весь субъект Федерации, все участники Госпрограммы смогут получить гражданство РФ в течение полугода, а действие удостоверения участника Госпрограммы получит свой срок — 3 года. К важным изменениям, по словам Г.Сапронова, стоит также отнести и то, что теперь территории вселения, вместо существовавших трех типов, будут делиться на два: «Территории заселения» и «Территории приоритетного заселения». Их перечень будет определяться решением правительства РФ. Для «приоритетных» будут предусмотрены максимальные преференции. Однако, как сообщил представитель ФМС, всем участникам Госпрограммы по-прежнему компенсируют расходы на оформление визы, переезд и провоз личного имущества от места жительства на территории государства нынешнего проживания до места постановки на учёт по месту пребывания в регионе вселения.
На конференции была отмечена необходимость повышения миграционной привлекательности регионов РФ, реализующих на своей территории Госпрограмму. В том числе речь идет и о социальной поддержке переселенцев, создании более приемлемых условий для их временного размещения в регионах вселения, о дальнейшем жилищном обустройстве и создании рабочих мест.
Многие выступающие акцентировали внимание на катастрофический недостаток в государствах проживания соотечественников позитивной информации о Российской Федерации: пресса, интернет, теле- и радиоэфиры переполнены антироссийскими материалами, по которым можно судить, что «холодная война» против России не только не прекращается, но накал её нарастает. Директор «Русско-украинского культурно-просветительского центра «Соотечественники» в Винницкой области» профессор Олег Кадочников рассказал о показательном примере. Десятки серий популярного документального фильма «Золотой глобус», рассказывают занимательно и с любовью о путешествиях по разным государствам, вызывая у зрителя позитивное восприятие и привлекая в эти государства туристов. А первая увиденная им серия, снятая о Российской Федерации (о путешествии по Транссибу) создаёт такой образ, как будто бы в России нет ничего, кроме «разрухи, нищеты и пьяни». И подобными фильмами, документальными и художественными, в той или иной мере очерняющими Российскую Федерацию как государство, а Россию, как страну, переполнены Интернет, экраны телевизоров и кинотеатров. Разумеется, что это не может не влиять на то, какой образ запечатлевается в умах людей, в том числе и потенциальных переселенцев, и, что особо опасно — в мозгах молодежи, причём не только в «зарубежье», но и на территории самой РФ. По мнению выступающих, организации соотечественников, их возможности вести просветительскую работу по формированию нормального образа России, соответствующего истинному положению вещей, — это наша первая линия обороны в информационной войне, развязанной против России.
В конференции приняли участие более 100 заинтересованных руководителей и представителей организаций российских соотечественников, в основном — входящих в Систему КСОРС, ряд представителей заинтересованных СМИ, а также представители российских структур, отвечающих за реализацию Госпрограммы, ответственные чиновники субъектов Федерации, чьи «переселенческие» региональные программы были представлены в ходе форума — Республика Бурятия, Воронежская и Иркутская области.
Кроме руководителей и полномочных представителей всеукраинских и местных организаций соотечественников, в работе конференции участвовали представители высшего руководства системы КСОРС — члены президиума ВКСОРС: заместитель председателя ВКСОРС Сергей Проваторов, руководитель Центрального Окружного КСОРС, ответственный секретарь ВКСОРС Александр Прокопенко, председатель Восточного Окружного КСОРС Владимир Пашков, глава Южного Окружного КСОРС Валентин Чернов, Юрий Егоров.
На основании предложений, внесённых участниками, решением конференции принята итоговая Резолюция, в проект которой было внесено более семидесяти пунктов. Большинство из них вошли в окончательный вариант документа.
На конференции было также предложено, «учитывая общность языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, расширить для участников Госпрограммы — соотечественников из государства Украина — географию регионов вселения, а также ввести для них максимально упрощенные процедуры получения РВП, разрешения на трудоустройство в РФ и получения гражданства РФ». К этой же категории предложений можно отнести и следующее: «Предусмотреть в Госпрограмме возможность организации переселения казаков в регионы компактного проживания казаков на территории РФ». Одна из высказанных идей предполагала необходимость «разработать и внедрить программу «Пробное переселение» с возможностью срочного (на 1 — 2 года) вселения и работы в выбранном регионе РФ, при этом предусмотреть упрощённую процедуру получения разрешения на временное проживание и разрешения на работу, без предоставления гражданства РФ, а по окончании срока «Пробного переселения», при изъявлении желания соотечественника остаться жить и работать в регионе вселения, предоставлять гражданство РФ по упрощённой процедуре».
Были внесены предложения «согласовать Госпрограмму и мероприятия по привлечению молодежи соотечественников на учебу в РФ» и «разработать и внедрить программу «Первое место работы» для молодёжи; обеспечить получение профессионально-технического образования в РФ, с последующим гарантированным предоставлением места работы, жилья и статуса «Молодого специалиста». Комментируя сложности, которые могут возникать при продвижении подобных идей, заместитель руководителя представительства Россотрудничества Ирина Царёва уточнила, что эти предложения могут касаться трёх разных направлений реализации российской госполитики в отношении соотечественников. Попытки объединения их в рамках одной программы скорее могут не упростить, а усложнить дело.
Соотечественники из разных государств часто высказывают нарекания на то, что поданные потенциальными переселенцами заявки долго рассматриваются, а при получении отказа из одного региона, соотечественник должен подавать заявку в другое место и снова ждать месяцы. Одно из предложений — «учитывая сроки рассмотрения заявки на участие в Госпрограмме, а также постоянно меняющуюся ситуацию с открытыми трудовыми вакансиями, инициировать изменение административных норм для снятия существующего ограничения по возможности подачи заявки только в один регион вселения и невозможности подачи новой заявки, до рассмотрения ранее поданной».
Комментируя такие предложения, Геннадий Сапронов сказал, что соотечественникам будет полезно прочитать не только текст Госпрограммы, но и другие законодательные акты и нормативные документы, которые регулируют весь комплекс вопросов, связанных с переселением в РФ, получением российского гражданства, трудоустройством и т.п. Тогда, глубже изучив нормативно-правовую базу, участвуя в подобных мероприятиях, станет легче вырабатывать предложения, которые будут соответствовать и возможностям, и действующему законодательству, и формировать пакет идей на перспективу.
Что касается сроков рассмотрения заявок, выдачи разрешения на временное проживание, оформление других документов, здесь, как считает Геннадий Сапровнов, нужно учитывать, что для проверки всех данных и подготовки документов есть определенные временные нормативы, сокращение которых может привести к нежелательным ошибкам. А при имеющемся большом объеме работы, чаще всего, быстрее подготовить документы ответственные органы просто не смогут. И это нужно учитывать. В то же время подача одновременно заявок в несколько регионов могла бы привести к значительной путанице.
Для внесения технических и стилистических правок в текст резолюции был утверждён состав временной рабочей группы: Г.И.Сапронов (представитель ФМС), С.Г.Проваторов (зам. председателя ВКСОРС), А.В.Прокопенко (ответственный секретарь ВКСОРС), Д.С.Татарченко (секретарь Комитета ВКСОРС по вопросам информации и СМИ).
Итоговую резолюцию решено опубликовать в официальных изданиях ВКСОРС и широко распространить в адрес СМИ.
Во время Конференции, учитывая большое количество участвовавших руководителей и представителей организаций соотечественников, Центром информационной и правовой поддержки соотечественников, созданным при Редакции газеты «Русская правда» и «Русском содружестве», проведен опрос об участии организаций и их активистов в деятельности по защите прав и интересов российских соотечественников. Анкеты заполнили более двух третей участников Конференции — руководителей и активистов общественных организаций, входящих в Систему КСОРС. Результаты опроса будут обработаны и использованы при организации работы Центра.